Александр Баженов: «важен правильный первый шаг»

Какие задачи призван решать Федеральный центр проектного финансирования? – В этом году нашему центру, который является дочерней компанией Внешэкономбанка, исполняется 20 лет. Наша задача – содействовать подготовке проектов регионального и городского развития. – Речь идёт прежде всего об инфраструктурных проектах? – В стране немало проектов по развитию промышленности и сельского хозяйства, потому что там есть частные инициаторы, которые готовят проекты, обосновывают заявки, несут риски, ведут деятельность и могут привлекать финансирование с рынка. В инфраструктуре профинансированные инвестиционные проекты есть в производстве и распределении электроэнергии, большое количество проектов по железным дорогам в рамках РЖД и два реализованных региональных проекта. А вот реальных внебюджетных инвестиций в водоснабжение мало. На слуху дорожные проекты, но их тоже немного. В здравоохранении на уровне крупных объектов – только считанные единицы. – Почему сложилось такое положение? С чем это связано? – Как показывает анализ, существующие проекты в области инфраструктуры сформированы там, где есть корпоративные заёмщики – частные собственники. Фактически финансируется не инфраструктурный проект как таковой, а компания («РЖД», «Россети», «Русгидро» и др.), которая, в свою очередь, реализует проект, входящий в её инвестиционную программу. Такая модель была сформирована реформой инфраструктурных монополий в начале 2000-х годов. На тот момент, пока возможности компаний по привлечению денег были достаточно велики, это давало эффект. Но уже к 2011 году ситуация изменилась. Компании оказались закредитованы. Их возможности по привлечению дополнительных средств, зависимые от стоимости имущества, объёмов сбыта, тарифной выручки, текущей эффективности управления затратами, были исчерпаны. И вот, хотя и есть большой потенциал экономического роста при снятии инфраструктурных ограничений, он остаётся нереализуем, так как снять эти ограничения некому, ведь они привлекают деньги не в счёт реализации потенциала, а за счёт нажитого раньше. – Но инфраструктурные проекты реализуются. В том же дорожном строительстве… – Под него с 2005 года формировалось концессионное законодательство, которое много раз пересматривалось. В итоге, несмотря на существенные сложности, смогли запустить на условиях концессии строительство скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт- Петербург на участке 15–58 км и построили автомобильную дорогу в обход города Одинцово. Это самые известные проекты. Создали государственную компанию «Автодор», которой передали в управление федеральное имущество для использования в концессиях и ГЧП. В отличие от механизмов, когда для строительства железной дороги надо профинансировать «РЖД», ГК «Автодор» выступает как концедент или заказчик специальной проектной компании, привлекающей внебюджетное финансирование. При этом всё управление рисками и весь возврат – внутри проекта. Так, с созданием дееспособного представителя государства заработала схема реального проектного финансирования в дорожном строительстве. Вот эта юридическая возможность, позволяющая вкладывать частные деньги в государственную и муниципальную инфраструктуру на условиях концессии или других форм ГЧП, постепенно захватывает участников рынка. Помимо дорог, становятся возможны и другие проекты регионального и городского развития, за которые тоже отвечают власти. В особенности это относится к проектам коммунальной и социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и туризма). Раньше, когда вся эта инфраструктура могла финансироваться исключительно за счёт бюджета, не было даже предмета для разговора с бизнесом. Теперь предмет есть, но, в отличие от проектов в сфере дорожного строительства, здесь есть нюансы. В дорогах привлечение внебюджетных средств стало возможным, когда возник ещё и адекватный экономический механизм расчётов – дорожные фонды стали использоваться для платы концедента и критичность тарифной выручки для достижения окупаемости была отодвинута до момента роста трафика и платёжеспособного спроса, а бюджетное финансирование стало использоваться для капитальных грантов. В здравоохранении и образовании таких очевидных механизмов нет. В сфере обращения с бытовыми отходами сейчас возникает подобный механизм. В проектах тепло- и водоснабжения надежда инвесторов пока ещё на тарифную выручку со всеми наворотами: по внеэкономическому ограничению их роста, с калейдоскопом вариантов отношений в системе сбыта, умноженными на социальные, регуляторные и собственно инфраструктурные риски с поражённым в правах муниципальным уровнем власти. Таких квалифицированных инвесторов, которые могли бы не только финансировать, строить и эксплуатировать, но и изворотливо заниматься социальной инженерией, немного, можно даже сказать, что и нет. Представим, что есть не только юридические, финансовые, но и экономические условия. Но бизнес может ими воспользоваться только при деятельной власти, которая хочет пользоваться такими инструментами, чтобы более качественно, эффективно и своевременно исполнять свои обязанности. И никакие институты развития тут не в помощь. Возьмите, например, трагедию Фонда Дальнего Востока и Байкальского региона. Фонд получил 3 года назад 15 млрд рублей, чтобы инвестировать в проекты по развитию транспортной и энергетической инфраструктуры, удовлетворяющие жёстким критериям эффективности и возвратности средств. А не может, как ни старается при всех сменах форматов развития Дальнего Востока. Потому что нет готовых для инвестирования проектов – железные дороги, генерация и сети развиваются на условиях корпоративного финансирования, и по сравнению с «РЖД» и «Русгидро» у Фонда, что называется, смешной размер. Федеральных и региональных концессий на транспортные объекты не объявлено ни одной, был проект моста через Лену, но и тот отменили. Муниципальные проекты в ЖКХ закрыты для внебюджетных инвестиций, если это не концессии. А если и концессии, то они экономически очень сомнительны именно в этом не самом платёжеспособном регионе. Вот и остаётся джентльменский набор – аэропорты и порты, порты и аэропорты, где объектом инвестирования являются терминалы при условии, что государство найдёт средства построить аэродромную часть или канал с причальной стенкой.

– Но ведь предпринимаются усилия, чтобы привлечь частные инвестиции в проекты? – С этого года со вступлением последних изменений в концессионное законодательство частный бизнес может взять на себя инициативу по предложению проектов. Частный бизнес многое может сделать эффективно, качественно и своевременно, но он не может брать риски только на себя. И вопрос реализации проектов состоит не в том, чтобы уговорить государство дать субсидию или грант. Нужен спрос. Если госорганы хотят привлекать внебюджетное финансирование, значит, надо формировать проекты в том формате, который позволяет использовать это финансирование. Для этого государство должно планировать средства на подготовку проектов или снижать риски инициативной подготовки, а также развивать свои компетенции. Мы, со своей стороны, можем предоставить набор инструментов, ведь наша задача – помогать региональным, муниципальным и федеральным властям формировать предложение проектов, позволяющее привлекать в сферу общественной инфраструктуры частный бизнес на условиях срочности, платности, окупаемости, разделения рисков. – О каких конкретно инструментах идёт речь? – По тем объектам инфраструктуры, за которые отвечает государство, очень много надо сделать в юридическом и организационном плане, чтобы в проект можно было вкладывать долгосрочные инвестиции. На подготовку проектов нужны и средства. Мы готовы брать на себя эти затраты на возвратной основе. В частности, можем финансировать предпроектную подготовку, брать на себя затраты на техническое, экономическое, финансовое обоснование, разработку проектно-сметной документации, на действия, связанные с оформлением земельного участка или имущественного объекта, выполнение инвестиционного анализа, привлечение инвесторов. В целом у нас две функции – предоставлять финансирование на возвратной основе и предоставлять компетенции. Соответственно, вопросы по формированию инвестиционных проектов, финансовый и инвестиционный анализ, работы по привлечению финансирования – это наши компетенции. С органами власти предпроектное финансирование можно предоставлять в рамках контрактов на выполнение услуг инвестиционного консультирования с рассрочкой платежа. С частными компаниями или компаниями, которые являются муниципальными или региональными, мы работаем на условиях предоставления займов для выполнения тех или иных подготовительных работ, контролируя целевое использование средств. Также мы можем участвовать в капитале в форме хозяйственных партнёрств, когда создаётся достаточно гибкая форма совместного предприятия по подготовке проектов. Для проектирующих и консультационных организаций у нас есть инструмент финансирования исполнителя работ под уступку прав требования. Ещё одно направление, которое мы считаем важным и развиваем, – это повышение компетенций сотрудников органов государственной власти. У нас налажено сотрудничество с Финансовым университетом, где есть кафедра ГЧП, созданная Внешэкономбанком. Мы проводим три-четыре раза в год двухнедельные курсы переподготовки кадров государственного муниципального управления, в рамках которых рассматриваются все возможные юридические формы, форматы организации и проведения конкурсов, организации процесса подготовки проектов. – Хотелось бы проиллюстрировать моменты, о которых вы говорили, конкретными примерами. – Для создания системы управления отходами в левобережной части Саратовской области частная компания выиграла концессионный конкурс. ФЦПФ, тогда ещё под руководством прежнего гендиректора Ирины Минской, разработал инструмент предоставления займа на разработку проектно-сметной документации. Это финансирование помогло пройти период между коммерческим закрытием, когда они выиграли конкурс, и финансовым закрытием – привлечением финансирования. В итоге компания привлекла через облигационный займ средства пенсионных фондов и запустила строительство. Мы вышли из проекта, как только завершилась разработка и было привлечено финансирование. Другой пример. Задолго до событий на Украине мы были привлечены к проекту строительства Керченского моста. По поручению Президента РФ вместе с ГК «Автодор» мы организовали работу по подготовке проекта на той стадии, когда ещё не было глобальных бюджетных и контрактных решений.

ФЦПФ профинансировал проведение геологических, инженерных, экономических, маркетинговых, археологических и иных изысканий, позволивших сформировать более 70 вариантов решения и обосновать выбор – мост или тоннель, а также определить трассировку, выбрать принципиальную конструкцию моста, оценить стоимость проекта и возможности по его окупаемости. В итоге с учётом всех факторов государство приняло вполне обоснованное решение о строительстве моста. Третий пример, микроскопический на фоне этого мегапроекта, но очень важный, первый шаг в истории здравоохранения. В рамках нашего сотрудничества с НИИ травматологии и ортопедии им. Я. Л. Цивьяна в Новосибирске по подготовке проекта дистанционной реабилитологии было подготовлено предложение Минздраву России по строительству медицинского специализированного индустриального парка на условиях концессии на объект, находящийся в федеральной собственности. Минздрав детально проанализировал предложение, поддержал его, получил решение Правительства РФ и скоро запустит первый федеральный концессионный конкурс в здравоохранении. Это вообще самый важный для нас результат – правильный первый шаг. – И сколько у вас таких проектов? Как легко они вам даются? – Как у поэта, единого слова ради нужно разгребать тысячи тонн словесной руды. По итогам прошлого года у нас было запущено 14 проектов, ещё семь проектов были одобрены коллегиальными органами и находились в стадии исполнения отлагательных условий. По 11 проектам велась подготовка инвестиционных предложений, по 83 проектам – переговоры с инициаторами с целью анализа их предложений, сбора информации и документов и согласования вариантов возможного сотрудничества. Это большая работа, которая станет позитивно заметна в бухгалтерской отчётности только постепенно. Общий объём принятых нами в 2014 году обязательств по финансированию подготовки проектов составил 4,3 млрд руб лей. Они будут реализованы в течение следующих 2 лет. Сейчас мы фактически находимся в инвестиционном периоде по созданию стабильного портфеля.

Баженов Александр Владиславович, генеральный директор, председатель правления ОАО «ФЦПФ».

Родился в 1964 г. закончил с отличием мВту им. Н. Э. баумана и программу «Подготовка и переподготовка высшего резерва управленческих кадров», РаНхиГс, образовательные программы Harvard University J. F. Kennedy School of Government, A. T. Kearney, Suez Lyonnaise des Eaux. занимал руководящие должности в частных операторах водоснабжения и водоотведения (оао «евразийский», оао «Российские коммунальные системы», Suez Lyonnaise des Eaux), в компании по стратегическому и управленческому консалтингу (A. T. Kearney), аэрокосмической компании (Кб «салют» ГКНПЦ им. м. В. хруничева). с 2008 по 2014 г. директор Дирекции (до 2012 г. – Центра) государственно

частного партнёрства Внешэкономбанка. с 2014 г. – генеральный директор оао «фЦПф». Член Комитета по инвестиционной политике и ГЧП РсПП; член PPP Business Advisory Council европейской экономической комиссии ооН. Член Наблюдательного совета государственной корпорации – фонда содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства, член совета директоров ао «Казахстанский центр государственно­частного партнёрства». Первый заместитель заведующего кафедрой «Государственно­частное партнёрство» финансового университета при Правительстве Рф. Награждён медалью ордена «за заслуги перед отечеством» II степени.

Другие новости

Проект «Строительство обхода г.о. Тольятти с мостовым переходом через реку Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» отмечен Европейской экономической комиссией ООН

Инвестиционный автодорожный проект «Строительство обхода г.о.