Национальный рынок капитала: проблемы и возможности

Председатель Совета директоров “ИнфраКАП” Александр Баженов принял участие в заседании круглого стола на тему “Национальный рынок капитала: проблемы и возможности”, организованного 23 мая 2019 года комиссией Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка.

В ходе обсуждения Александр Баженов обратил внимание участников круглого стола на существующий распределительный механизм, когда развитие инфраструктуры осуществляется за счёт средств скудеющих бюджетов. Целесообразнее, по мнению Александра Баженова, оценить влияние инфраструктурных проектов на экономическое развитие и возникающие от этого дополнительные доходы бюджета. Тогда в развитие инфраструктуры можно привлечь средства частных инвесторов, а обязательства перед ними погашать из дополнительных бюджетных доходов от налоговых поступлений.

Он напомнил, что Международный валютный фонд (МВФ) не устанавливает верхних ограничений для муниципального или регионального долга, связанного с финансированием развития инфраструктуры, поскольку самые разные экономические исследования подтвердили связь между развитием инфраструктуры и экономическим ростом. Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации ограничивает не только размер долга, но и применение подобных механизмов.

Кроме того, по словам А.Баженова, для инфраструктурных проектов критически важно иметь доступ к длинным деньгам. Концессионные проекты могут иметь сроки по 70 лет, поскольку быстрее они не окупаются. Таких длинных денег в принципе существовать не может, поэтому речь идёт не о накоплении резервов, важно иметь понятные и работающие инструменты рефинансирования долга.

При этом в России не используются многие существующие возможности частных инвесторов для развития рынка. Например, для реализации национального проекта “Здравоохранение” вообще не предполагается использовать внебюджетные инвестиции.

Важным источником внебюджетных средств для развития инфраструктуры, по мнению А.Баженова, могут стать свободные средства крупнейших российских компаний. Однако в настоящее время не существует механизма, который обеспечит переток этих средств в новые направления инвестирования, например, в реализацию национальных проектов на условиях срочности, возвратности и доходности. Необходимо создать, например, специальный фонд, который мог бы распределять эти средства по ключевым направлениям инфраструктурного развития российской экономики.

Другие новости

Проект «Строительство обхода г.о. Тольятти с мостовым переходом через реку Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» отмечен Европейской экономической комиссией ООН

Инвестиционный автодорожный проект «Строительство обхода г.о.